Водителей, имеющих опыт вождения автомобилей в суровых зимних условиях, очень много. Но и тех, кто впервые столкнулся с поездками в условиях гололедицы, достаточно. Им будет интересно ознакомиться с особенностями такой езды. Тем более что статистика аварийности за первые два месяца зимы, очень неутешительная. Нужно отметить, что зимняя езда требует определенных качеств у людей за рулем: особой внимательности, аккуратности и некоторых навыков управления «железным конем». О наиболее важных особенностях управления водителем машиной на скользкой дороге и будет идти разговор. Все знают, что безопаснее ездить зимой на автомобилях с полным приводом, несколько не удобнее езда на автомобиле с передним приводом и конечно, труднее всего поездка на автомобиле с приводом на заднюю ось. Водитель любого автомобиля должен учитывать особенности дороги и не допускать элементарных ошибок на трассе, на которые в сухую погоду можно было бы внимания и не обратить. Любой водитель, любого транспортного средства на зимней трассе, обязан помнить прописную истину – колеса движущегося автомобиля должны постоянно находиться во вращающемся состоянии. Если колесо по воле водителя, прекращает вращаться (затормаживается), автомобиль, в силу его инерции, начинает скольжение. В таких условиях оказать воздействие на машину практически невозможно.
Часто на скользкой дороге бывает так – автомобиль на поворот руля водителем не реагирует, продолжает двигаться прямо. Хочется вывернуть его еще больше. Если вывернете, то потеряете контроль над ним еще больше. Успокойтесь и поставьте руль для движения прямо. Убавьте обороты и плавно поверните руль для совершения поворота, слегка увеличьте подачу топлива. Ошибка при вхождении в поворот на скользкой дороге состоит в том, что водитель выбрал очень малый угол поворота колес, в результате чего образовалась неверная траектория движения. Чтобы правильно совершить поворот, нужно повернуть руль несколько больше, чем обычно (на сухой дороге). На изгибе трассы угол поворота колес можно постепенно уменьшать или не изменять вообще. Для того чтобы передние колеса не заскользили при повороте, нужно перед самым совершением маневра перейти на пониженную передачу. Почувствовав, что машина вот-вот клюнет, начинайте собственно поворот. В этот момент нужно слегка нажать на педаль газа.
Любое торможение на скользкой дороге приведет к юзу, а значит к неуправляемости автомобиля. Лучше краткое нажатие педали сцепления, чем работа тормозами. Ни в коем случае нельзя двигаться накатом, или полностью отключать сцепление. Лучший вариант здесь, это переключение передач, или управление педалью газа. Ведущие колеса должны быть в постоянном сцеплении с двигателем и поверхностью трассы. Очень важно для водителей на зимней дороге умение пользования газом и рулем в комплексе. Все операции при этом должны совершаться водителем очень плавно.
Если происходит занос авто с задним приводом, то руль нужно вывернуть в сторону заноса и сбросить газ полностью. На автомобиле с полным приводом, руль нужно повернуть аналогично, газ слегка сбросить. Авто с передним приводом, в данной ситуации, требует большей подачи топлива. Поворот руля его осуществляется в направлении движения.
Желательно каждому водителю для управления автомобилем на обледенелой трассе иметь и практику пользования сцеплением. Хорошо помогает для прекращения вращения машины на скользкой дороге его кратковременное отключение. При начале движения по льду, сцепление необходимо держать внатяжку (только кратковременно, чтобы не сжечь сцепление), не допуская при этом пробуксовки колес. Кратковременное нажатие педали сцепления позволит стабилизировать обороты двигателя при движении по тяжелой трассе. Сцепление так же, поможет нам тормозить двигателем на скользком спуске, с соответствующей работой педалью газа (перегазовка) и переходом с высшей на низшие передачи. Этот прием может помочь и в городе при остановке перед светофором, пешеходным переходом и т.д.
Водители должны иметь практику использования тормозов на скользкой дороге и особенно на поворотах. Хотите вы или нет, а тормозами пользоваться все равно придется. Для этого, каждому водителю нужно изучить приемы прерывистого и ступенчатого торможения, отработать их на практике. Выполнять обучение нужно на дороге, где отсутствует движение, или на отдельных скользких площадках. При прерывистом торможении необходимо кратковременно, резковато и несколько раз подряд нажимать на педаль тормоза, производить торможение авто. Пробовать такой способ желательно на разной скорости, начиная с самой меньшей. Как только вы поймаете необходимый момент силы, резкости воздействия на педаль тормоза, момент перехода колес автомобиля в скольжение, момент, когда при ослаблении усилия на педаль тормоза начинают вращаться колеса при соприкосновении с трассой – можете начать отрабатывать торможение ступенчатое. Оно характеризуется тем, что водителем осуществляется частое нажатие на педаль, каждый раз с нарастающим усилием. Предчувствуя начало скольжения колес, нужно ослаблять силу натиска на педаль тормоза, и сразу же повторять (несколько раз подряд) нажатие снова, но с чуть большей силой, чем прежде. Этот прием является очень эффективным при остановке машины на самой сложной скользкой трассе.
На авто с передним приводом нужно потренироваться в использовании педалей газа и тормоза при случае, когда машина входит в поворот и перестает быть управляемой. Попробуйте, не сбрасывая обороты двигателя несколько притормозить педалью тормоза. Задние колеса начнет заносить, скорость упадет. В момент, когда автомобиль встанет на правильное направление движения, необходимо педаль тормоза отпустить и несколько нажать вниз педаль подачи топлива. Такого же эффекта можно достичь и при пользовании рычагом ручного (стояночного) тормоза на машинах с коробкой автомат и авто с передним приводом. Действия рычагом нужно производить быстро, энергично, уверенно.
Для перехода на высшую передачу на скользкой трассе, необходимо иметь несколько большую по времени задержку рычага переключения передач в нейтральном положении. Это сделает разгон более плавным, предотвратит возможные заносы.
Немного о шинах. Зимой, однозначно нужно использовать зимний комплект. Нежелательно использование в зимнее время шин, шире, чем рекомендует завод изготовитель. Они будут постоянно срываться на скольжение. Все шины автомобиля должны быть одинаковой марки, особенно зимой. Ни в коем случае нельзя перекачивать шины, это способствует скольжению. Желательно использовать бескамерные шины.
Хотелось бы напомнить - зимняя езда требует определенных качеств у людей за рулем: особой внимательности, аккуратности и некоторых специфичных навыков управления своим автомобилем. Только изучение опыта, практическое, неоднократное повторение приемов поведения водителя в управлении машиной на скользкой трассе, даст возможность приобрести навыки, которые уже на уровне подсознания приведут вас к мастерству вождения. Успехов!