Интернет магазин автозапчастей
Каталоги

Унификация коробок передач к грузовым автомобилям

Коробки передач для грузовых автомобилей

В Европе именно Mercedes-Benz, Volvo, Scania сохранили производство своих коробок, но, как говорят, к проектированию многих моделей все равно причастна компания ZF. А иногда и эти три автопроизводителя применяют в чистом виде коробки ZF. У Volvo Trucks достаточно коробок к большим моторам тяжелых грузовиков, с «малыми формами» уже не работают давно. На среднетоннажники Volvo FL/FE устанавливают шестиступенчатые коробки ZF серии EcoLite 6S1000, которые изготавливают в Венгрии. Там выпускали раньше коробки для Ikarus - на них также стояли лицензионные КП ZF. Кроме того, применяются 9-ступенчатые КП ZF 9S1110 или EcoMid ZF 9S109. На Volvo FL недавно начали устанавливать механические роботизированные шестиступенчатые КП ZF As-Tronic, но им дали свое название - Volvo I-Sync. Часто устанавливают автоматические КП с ГМП производства Alisson. Потому что есть детали трансмиссии, которые соединяют не только коробки двух разных семейств, как у ZF 16-ступенчатые КП Ecosplit и 9-ступенчатые EcoMid, но и коробки вообще разных производителей. Это картер маховика, или по-другому картер сцепления.

Во всем мире крепление коробок передач грузовиков и автобусов к двигателю унифицировано, выполнено по нескольким стандартизированным размерам, обозначаемым SAE 1, SAE 2, SAE 3 и т. д. SAE- Society of Automotive Engineers в переводе с английского «сообщество автомобильных инженеров». Американцы еще в 30-х годах не только систематизировали требования к автомобильным маслам, но и навели порядок во многообразных размерах картера сцепления, диаметрах маховика, размере шлицев первичного вала, присоединительных параметрах сцепления. Поэтому все измеряется в дюймах. Со временем стандарты SAE стали интернациональными, и на любой двигатель с фланцем, выполненным, допустим, по SAE 1 (по-другому ISO 7648, размерный код 1), можно поставить хоть немецкую коробку ZF, хоть американскую Eaton Fuller, хоть китайскую Fast Gear, хоть наши ЯМЗ-1809/1909 (модификации ЯМЗ-239) или КАМАЗ-154/152 с соответствующим картером. Смоленский автоагрегатный завод, выпускающий коробки для ЗИЛа, тоже делает КП с картером по стандарту SAE 3, это стандарт четырехцилиндровых «литровых» дизелей и пяти-, шестиступенчатых коробок. Только помните, что картеры прежних, «советских» коробок делали по своим, особым стандартам.

Унификация позволяет иметь резервные коробки, тем самым сократить простои в случае серьезного ремонта. Или, наоборот, с любой коробкой, если она с картером сцепления по стандарту SAE, можно состыковать любой подходящий двигатель, другой, неоригинальной марки и модели. Известен случай, когда перевозчик жутко мучился со слабосильным, экзотическим в России и изношенным двигателем Renault на находящемся в очень хорошем состоянии туристическом автобусе Van Hooll, при этом имея возможность заменить его распространенным дизелем MAN D2866. Сейчас подобная замена двигателей может стать актуальной при желании перевозчика модернизировать часть автопарка для соответствия более жестким нормам токсичности, перейти с Евро-0 чуть ли не на Евро-4. Важно, что и фланцы вторичного вала иномарочных коробок тоже изготовлены по единому стандарту с отверстиями под четыре болта и торцевыми шлицами, передающими львиную долю крутящего момента. К примеру, такой фланец диаметром 180 мм на камазовской коробке имеет обозначение 154.1701240, но на более «мелких» коробках применяют фланцы меньшего размера. Они тоже стандартизированы.

При замене оригинальной коробки надо учитывать не только величину крутящего момента, но и передаточные числа. На коробках ZF числа указаны на табличке, у каждой модели немецких коробок есть два ряда передаточных чисел: с высшей прямой передачей или с повышающей. Причем эти варианты созданы только за счет шестерен делителя, остальные детали коробок одинаковы. Желательно, чтобы взамен коробки с повышающей передачей ставилась такая же, хотя можно установить и КП с прямой передачей. На самых современных тягачах устанавливают именно такие коробки, но уменьшают число главной передачи - считается, что так экономится топливо благодаря более высокому КПД трансмиссии. Разница в числах у 12+2-ступенчатой шведской коробки и 16-ступенчатой ZF невелика, но не стоит рассчитывать на удачную замену, допустим, 16S181 9-ступенчатой коробкой. В сочетании с редуктором ведущего моста, имеющим малое передаточное число, при трогании с места на груженом автомобиле может гореть сцепление. Поставить же вместо 6-ступенчатой коробки 9-ти или 10-ступенчатую - такой вариант у нас понимающие перевозчики давно и успешно практикуют. Достаточно вспомнить, как на КАМАЗы самостоятельно ставили коробки с делителем. На машине с такой коробкой и ездить проще, и топливо экономится. Известны случаи, когда на автобусы ПАЗ-3205 вместо «газоновской» КП устанавливали значительно более надежную ЗИЛ-130.

Запрос специалисту